Школьный музей 
МАОУ «СОШ № 30» г. Перми


 

 +7 (342) 206-08-20

MuseumSchool30@yandex.ru

   

 

614056, Россия, Пермский край,
г. Пермь, ул. Ивана Франко, 49,
     корпус 2

 

Чистописание в советской школе

Как писали дети в СССР: советские прописи, фото Чтобы понять, как писали дети в СССР, достаточно посмотреть старые советские прописи сталинских, хрущёвских и брежневских времён. Если разложить тетради учеников по годам, легко заметить, как на протяжении нескольких десятилетий восстала из пепла и вторично отправилась в небытие дореволюционная российская каллиграфия, что сказалось не лучшим образом не только на почерке школьников, но и на их творческих способностях и здоровье. Возрождение дореволюционной каллиграфии В XIX веке каллиграфия была одной из основных дисциплин учебных заведений. До 1870-х годов учащиеся лицеев и гимназий тратили на формирование идеального почерка до 18 часов в неделю. Лишь в последней четверти столетия часть уроков каллиграфии сократили в пользу изучения древних и иностранных языков. Сразу же после революции советское правительство взялось за реформу образования. Вводилось обязательное бесплатное обучение в начальных классах, массово строились учебные заведения, десятки миллионов людей учились читать и писать в рамках государственной программы по ликвидации безграмотности. Но в новой советской школе места каллиграфии поначалу не нашлось. Красивое письмо в двадцатых годах называли «буржуазным искусством» и «пережитком царских времён». К середине века, при Сталине, дореволюционная каллиграфия пережила второе рождение. Почерку школьников уделялось самое серьёзное внимание. Правда, слова «каллиграфия» и «чистописание» стали практически синонимами и второе нередко маскировало первое. С первого по третий класс ученики старательно выводили в прописях буквы, цифры, слоги, предложения и небольшие тексты, доводя почерк до совершенства. Реформа 1968 года Смертельный удар каллиграфии нанесло появление поршневой, а позднее и шариковой, ручки. Реформой 1968 года отменены чистописание и оценки за прилежание, сокращено количество прописей и число часов, отводимых на обучение письму. Последствия очередной перекройки системы образования мы ощущаем и поныне. И заключаются они не только в потере искусства красивого написания букв и слов. Как убедительно доказано исследованиями учёных, письмо пером обладает следующими преимуществами перед шариковой ручкой: лучше развивает мелкую моторику; способствует раскрытию творческого потенциала детей; вырабатывает прилежность и терпеливость; лучше подходит для формирования правильной осанки. Выводы учёных подтверждает и статистика. Так, если в пятидесятые годы прошлого столетия случаи искривления позвоночника у учеников младших классов были единичны, в наши дни нарушение осанки наблюдается у 95% школьников. Также значительно ухудшилось зрение среднестатистического ученика. Письменные принадлежности и прописи советских школьников С конца XIX века до 1960-х годов ученики пользовались чернильницами-непроливайками и деревянными ручками, к концам которых крепились металлические перья. Таким инструментом нельзя писать быстро. Чернил в пере хватало на несколько букв. При написании одного абзаца приходилось раз десять макать ручку в «непроливайку», а попытка ускорить процесс приводила к появлению клякс. При малейших помарках школьников заставляли полностью переписывать тексты, иногда по многу раз. В начальной школе пользовались чернильными ручками с перьями №№ 11 и 86. С их помощью легче было выводить нажимные и волосные линии. С четвертого класса ученики переходили на более жёсткие перья. Одновременно снижались требования к толщине линий. Старшеклассники писали ещё более жёсткими перьями. Буквы и диакритические знаки должны были иметь разную толщину, но при этом перо давало единообразную линию. Для изменения ширины символов приходилось прикладывать к ручке разное давление. Таким инструментом невозможно писать быстро, но легче красиво выводить буквы и цифры. В конце шестидесятых вошли в обиход перьевые поршневые ручки. Чернила заливали прямо в них, поэтому отпала необходимость пользоваться «непроливайками». Писать стало проще, однако кляксы продолжали отравлять существование школьников. Несмотря на то, что к семидесятым годам шариковые ручки продавались уже в любом магазине канцелярских принадлежностей, пользоваться ими в большинстве школ запрещалось. Лишь к середине десятилетия новинка вытеснила из учебных заведений перьевые поршневые аналоги. С шариковой ручкой появилось и безотрывное письмо. Дети стали выводить слова и предложения быстрее, но текст становился всё более неразборчивым и некрасивым. Прописи В пушкинские времена лицеисты и гимназисты уделяли каллиграфии до 18 часов в неделю. До революции появились и первые прописи. Большую часть советского периода школьная программа предусматривала 12 часов чтения и письма в неделю для учеников первых классов. Сегодняшние первоклашки тратят на эти дисциплины 9 часов. При этом количество учебных недель сократилось с 35 до 33. При Сталине обучение чистописанию производилось в старших группах детских садов и в первых-третьих классах. Были окончательно унифицированы прописи для детей разных возрастов. Сегодня в подготовительных группах детсадов используют прописи для малышей 5–7 лет, а основное обучение письму производится в первом классе. Также стоит отметить, что в дореформенном СССР в начальной школе использовались только тетрадки в косую линейку. Это помогало ученикам формировать ровный и красивый почерк с одинаковым наклоном букв. В тетрадях для каждого последующего класса частота косых линий снижалась, лишь с четвертого года обучения школьникам разрешалось переходить на тетради в линию. Переход с перьев на шариковые ручки и отмена чистописания и каллиграфии дали возможность ученикам писать быстрее, однако школьники многое и потеряли. Полностью утрачено искусство красивого письма, а у детей прибавилось проблем со здоровьем, особенно со зрением и осанкой. Не лучшим образом отмена чистописания сказалась и на развитии творческих способностей детей.
Наверх