Духовное образование и церковно-приходские школы Череповца и Череповецкого уезда XIX - начала XX вв.
Русское православное духовенство всегда вносило большой вклад в дело народного просвещения. Приходские церкви и монастыри являлись также и культурно-просветительскими центрами. XIX столетие - период становления регулярного образования в России. И, естественно, что Русская Православная Церковь не осталась в стороне от этого процесса. В 1803 году после Указа императора Александра I «О введении науки в России» появляется школьная система: приходские школы, уездные училища, гимназии и университеты. В Указе содержалось приглашение духовенству к содействию «сему благому начинанию». Была заложена законодательная основа церковно-приходских школ и училищ. Однако следует отметить, что и до Указа при приходских церквях велось обучение грамоте и нотному пению. Так, в 1793 году епископ Старорусский Афанасий, викарий Новгородской епархии, направляет в Череповец указание об отправке в Старую Руссу певчих, знающих нотное пение.
В рапорте настоятеля Череповецкого Воскресенского собора отца Глеба сообщается о том, что «предписано от меня нотного пения учителю соборному священнику Луке Петрову чтоб отправил для эксамина голосов...»99 До нашего времени дошел любопытный отчет от 1806 года протоиерея Глеба Розанова, в котором указывалось, что «собора нашего священно - и церковнослужителей при отцах праздноживущих детей не имеется, но токмо находится заштатный пономарь Семен Михайлов, от роду ему 57 лет». В ответ на приказ Духовной Консистории о переводе Михайлова в другое место, последовал ответ протоиерея о том, что «перевести онаго он никак не может по старости лет, а равно и потому, что при оном содержится 19 человек для обучения грамоте и счету»100. В 1806 году в Череповце было открыто первое светское учебное заведение - малое народное училище. Здание для занятий было подарено бургомистром Василием Никифоровичем Демидовым. На расходы по содержанию училища от города выделялось 150 рублей в год. Это событие было отмечено даже в столице: Санкт-Петербургский журнал «Лицей», информировавший читателей о наиболее важных событиях на ниве народного просвещения, опубликовал сообщение о Череповецком училище. Преподавателями Закона Божия являлись священники Воскресенского собора. В 1810 году малое училище было реорганизовано в уездное. В 1819 году в нем обучалось 52 ученика. Состав учащихся был следующим: купеческих детей - 6 человек, из офицерских семей - 3, из солдат - 1, из мещан Дворянских и крестьянских детей не было101. В 1807 году им 99 ГИАНО Ф.480 Оп.1. Д.317 Л Кошелев В.А. Как начиналось Череповецкое просвещение // Коммунист (Череповец). 7 апреля Салтыков С.И. Школы Череповца Череповца в первой половине XIX века. Рукописи по материалам ГИА Ленинградской области. (Ф.139. Оп.1. Д. 1878). Цит. по.: Бахарев А. И. Этапы развития народного образования в Череповце // Череповец: Краеведческий альманах. Вып.2. Вологда «Легия» С.397
Императором Александром был учрежден «Комитет об усовершенствовании духовных училищ», членами которого являлись митрополит Петербургский и Новгородский Амвросий (Подобедов), епископ Калужский Феофилакт (Русанов), обер-прокурор Синода князь Голицын, статс-секретарь М.М. Сперанский и ряд других священнослужителей и сановников. Комитетом был подготовлен доклад о реформе духовного образования Российской империи. В его основу были положены разработки, проведенные префектом Александро-Невской академии (семинарии) архимандритом Евгением (Болховитинов) и архиепископом Могилевским Анастасием (Братановский). Духовное образование, по замыслу авторов, должно было представлять собой стройную систему, состоящую из четырех ступеней: академий, готовивших высшее духовенство, семинарий, предназначенных для подготовки священнослужителей, уездных училищ - для низшего духовного образования и приходских училищ-для начального элементарного образования. В июне 1808 года доклад был утвержден императором. Для проведения реформы в жизнь была создана Комиссия, в которую вошли члены бывшего Комитета. Все епархии империи разделялись на четыре учебных округа, в каждом из которых находилась академия. В каждой епархии имелась духовная семинария и несколько духовных училищ (не более десяти). Уезды, в свою очередь, делились на приходские округа, имевшие приходские училища. В Череповце было образовано двухклассное приходское училище, в котором получали образование дети всего уезда. Преподавателями училища являлись: в старшем, втором классе, священник Иоанн Стефанов, в первом - дьячок Алексей Лукин. Кроме того, Лукин был инспектором классов102. Преимуществом при зачислении в духовные школы пользовались дети священнослужителей. По завершении Череповецкого приходского училища можно было продолжить образование в Кирилловском духовном училище. Как правило, черёцовецкие диаконы и дьячки заканчивали именно это учебное заведение. Юноши, избравшие для себя стезю священника, поступали в Новгородскую духовную семинарии. После отмены крепостного права и принятия реформы местного самоуправления ситуация с приходскими школами ухудшилась. Во многом, это было связано с тем, что органы местного самоуправления - земства, очень активно выступали против Церковно-приходских школ. Приходские школы стали присоединять к земским. Труд священников - законоучителей вообще не оплачивался. Как следствие происходит сокращение количества приходских школ. Для сравнения - если в г. было открыто свыше 21 тысячи ЦПШ, то к началу 1880-х годов во всей Российской империи их осталось только 4 тысячи103. Были, безусловно, и исключения. Так, в 1868 году, по инициативе священника Дементьевской церкви Череповецкого уезда отца Никанора Воскресенского была открыта школа с трехлетним обучением. Однако, после открытия в 1870 году двух'земских школив Дементьевской волоети-.цпш'была закрыта и восстановлена только в 1888 году, по инициативе все того же священника104. Необходимо отметить, что огромную роль в организации духовного образования Череповецкого уезда сыграло уездное отделение Епархиального училищного совета. С момента его образования в 1889 году и до 1915 года его возглавлял настоятель Воскресенского собора Евлампий Приоров105. Приоров был высокообразованным человеком. В годах он учился в Московской духовной академии. Время учебы Приорова в духовной академии пришлось на период ее 103 Тальберг Н.И. История Русской Церкви. М., Из-во Сретенского монастыря. - С Федотов Павел. Первый учитель, первая школа/ Федотов П.Д. Земля родная. Сборник исторических статей. Череповец. «Окраина». Часть 2. - С Биографические данные протоиерея Евлампия Приорова составлены по материалам: ГИАНО Ф.480 Оп.1 Д.3480 Л.1-91; НЕВ гг.
Кафедру философии возглавлял В.Д. Кудрявцев- Платонов, ученик А.В. Горского. Горский - ректор академии в гг., был одним из наиболее авторитетных богословов той эпохи. Кудрявцев-Платонов оказал огромное влияние на студентов своими лекциями, в которых идеализм сочетался с глубокой религиозностью и христианской нравственностью. Древнееврейский язык и библейскую историю преподавал П.И. Горский-Платонов, являвшийся одновременно и инспектором академии. Всеобщую церковную историю читал А.П. Лебедев, а Историю Русской Православной Церкви Е.Е. Голубинский. В 1881 году, за год до окончания Приоровым академии, Е.Е. Голубинский опубликовал первую часть первого тома «Истории Русской Церкви»106. В 1882 году Приоров закончил учебу в академии со степенью кандидата богословия. Кандидат богословия имел право не сдавать устные экзамены при соискании ученой степени магистра. Но Евлампий Николаевич не стал добиваться ученого звания, а выбрал для себя стезю педагога. В годах преподавал латинский, затем греческий язык в Никольском духовном училище Вологодской епархии. Молодой преподаватель сразу же заслужил доверие своих коллег. В январе 1883 года он был избран коллективом училища членом училищного совета. А в следующем, 1884 году был назначен помощником смотрителя Никольского духовного училища. В том же году получил чин коллежского асессора. С 1886 года - Председатель Попечительского совета Никольской женской прогимназии. В 1887 году Приорову присвоен чин надворного советника, что соответствует VIII классу Табеля о рангах. И, возможно, что Евлампий Приоров и дальше бы вполне успешно шел по служебной лестнице государственного чиновника. Однако, в следующем, 1888 году настоятель Воскресенского собора города Череповца Кузьма Соловьев 106 Смолич И.К. История Русской Церкви Часть первая / История Русской Церкви. Книга восьмая.' М., Издательство Спасо-Преображенского монастыря. 1996: - С.479
6 Евгений ШАЛАШОВ ушел на покой. Некоторое время должность настоятеля была вакантна. 13 сентября 1888 года по прошению митрополита Новгородского, Петербургского и Финляндского Исидора, Евлампий Приоров был определен настоятелем Череповецкого Воскресенского собора. Любопытно, что его рукоположение состоялось уже после назначения - 26 сентября того же года. Одной из задач, стоявших перед настоятелем, было формирование духовного образования в приходе. Отец Евлампий был назначен наблюдателем за церковно-приходскими школами Череповецкого благочиния, а затем избран председателем уездного отделения Епархиального училищного совета. В 1890-е годы в состав совета входили также законоучители учебных заведений: реального училища отец Павел Брянцев, Александровского технического училища отец Василий Троицкий, купец В.А. Милютин (брат городского головы), соборный староста Г.П. Крохин и представитель Министерства народного просвещения - инспектор народных училищ Сомчевский. В 1881 году в Череповецком уезде существовала только одна церковно-приходская школа - при Иоанно-Предтеченском Леушинском женском монастыре, в которой учились 18 мальчиков и 6 девочек. Впоследствии школа была преобразована в церковно-учительскую женскую школу, дававшую среднее образование. Ситуация к лучшему стал меняться с 1882 года, после Указа императора Александра III о передаче части средств из бюджета Министерства народного просвещения в бюджет Святейшего Синода для организации школ. Как следствие -бурный рост учебных заведений по всем епархиям Российской империи. Что касается Череповецкого уезда, то это можно проиллюстрировать данными таблицы.
7 Очерки пожгпории,череповецко.го^врскресенскдго_с0^9ра Таблица. Церковно-приходские школы Череповецкого уезда107 Годы Количество школ Таким образом, менее чем за десять лет количество ЦПШ в Череповецком уезде значительно увеличилось. Но необходимо учесть, что начиная с 1884 года кроме ЦПШ при храмах существовали еще и школы грамоты, где изучались Закон Божий, письмо, начальное счисление, чтение (как русское, так и церковнославянское) и церковное пение. В ЦПШ программа обучения была гораздо шире - изучалась арифметика, история, естествознание и география. Церковно-приходские школы подразделялись на одноклассные (два года обучения) и двухклассные (четыре года). В 1892 году в епархии существовало только одно учебное заведение с четырехлетним обучением - на станции Бологое Валдайского уезда. Первая школа грамоты появилась в 1889 году в приходе Воскресенского собора - в деревне Матурино. Законоучителем в нем тогда являлся священник собора Василий Троицкий (позже - священник Ильинской церкви Николай Соколов). С 1893-го года учительницей школы стала выпускница женской гимназии Ольга Токмачева. В 1893 году там обучалось 44 мальчика и 13 девочек. В 1890 году появляется еще одна школа прихода Воскресенского собора - в деревне Яконская. До 1895 года должность учителя в ней исправлял отставной писарь Федор Ермолаев. В школе училось 11 мальчиков и 2 девочки. В 1897 году законоучителем был назначен священник Носовской церкви Петр Стефановский. Учительницей служила Анна Лаврова. Количество детей увеличивается до 38 мальчиков и 18 девочек. 107 Составлено по: Новгородские епархиальные ведомости гг.
8 Евгений^ ШАЛЛ ШОВ. л. Церковно-приходская школа Череповецкого Воскресенского собора. Здание не сохранилось. В первой половине 1890-х годов в уезде существовало 20 ЦПШ и 13 школ грамоты108. Имеются сведения по преподавательскому составу церковно-приходских школ: преподаватели Закона Божиего - девятнадцать священников и один диакон. Педагогами других дисциплин являлись два священника, восемь диаконов, один псаломщик, два профессиональных учителя и семь учительниц. Женщины - учительницы были выпускницами Царскосельского и Деревяницкого духовных училищ и женской гимназии. В тринадцати школах грамоты учителями служили: четыре диакона, два крестьянина, два отставных писаря, два отставных солдата и два отставных унтер-офицера. Систематическое образование имел только учитель Пусторадицкого прихода Степан Смирнов, окончивший уездное училище. К сожалению, в ряде приходов Череповецкого уезда духовные школы отсутствовали. Если сравнить данные за 1894 год по епархии, то по количеству церковных школ Череповецкий уезд занимал лишь пятое место. 108 НЕВ г.
9 Очерки, праистории.череповецкоговоскресенского..собора Таблица. Церковные школы по некоторым уездам Новгородской епархии в 1894 года109. Уезды ЦПШ Школы грамоты Всего Новгородский Старорусский Кирилловский Боровинский Череповецкий По епархии Причиной подобного «отставания» являлось то, что в Череповецком уезде было достаточно много школ других ведомств. Так, в уезде существовало 66 земских школ и 3 школы Министерства народного просвещения. По количеству школ Череповецкий уезд отставал только от Новгородского уезда. Таблица. Школы Новгородского и Череповецкого уездов в 1894 году110 Уезды Школы МНП Земские Духовные Всего Новгородский Череповецкий Одним из главных предметов, изучаемых в учебных заведениях, был, Закон Божий. В Череповце этот предмет преподавался, в основном, священниками Воскресенского собора -либо штатными иереями, либо приписанными к храму. В начале XX столетия в Череповецком уезде насчитывалось 71 церковная школа, из них - 3 двухклассных и 43 одноклассных. Помимо церковно-приходских существовало еще и 25 школ грамоты. В самом городе имелась одна церковно-приходская школа. 109 НЕВ г. 110 НЕВ г.
10 Евгений ШАЛАШОВ. В деле организации образования была велика и личность самого председателя уездного училищного совета - настоятеля Воскресенского собора отца Евлампия. Протоиерей Приоров пользовался огромным авторитетом среди духовенства. Так, во время окружных училищных съездов он избирался председателем без баллотировки. В 1903 году в Череповецкое уездное отделение Епархиального училищного совета входили: председатель - протоиерей Евлампий Приоров, члены - законоучитель реального Череповецкого училища М.Ильинский, священник Воскресенского собора Николай Хильтов, директор Череповецкого реального училища князь Б.А. Тенишев и директор учительской семинарии П.Т. Виноградов июня 1911 года, в день рождения императора Николая II два священника-педагога города Череповца были удостоены высоких наград: законоучитель учительской семинарии отец Николай Нумеров стал кавалером ордена святой Анны 3-й степени, а камилавкой от Священного Синода был награжден законоучитель и настоятель церкви во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Мариинской женской гимназии Иоанн Звездкин. В 1913 году Череповецкий уезд имел 3 двухклассных и 47 одноклассных школ. Численность школ грамоты осталась без изменений. Череповец тех времен был уникальным городом, так как каждый пятый его житель был учащимся. Таблица. Рост численности учащихся в г. Череповце112 Год Число учащихся Первая Мировая война внесла изменения в сложившуюся систему образования - как церковно-приходского, так и зем- 111 HEB г. 112 Составлено нами по материалам HEB
11 .Очерки по.истории.:череповецкого. Воскресенского собора ского. Учителя призывного возраста уходили на фронт. Кроме того, многие учащиеся старших классов были вынуждены покинуть школу, потому что за отсутствием отцов и старших братьев, они были вынуждены помогать матерям по хозяйству. Так, в 1915 году из 47-ми одноклассных школ выпуск произошел только в 44-х (203 юноши и 84 девушки). Учащиеся трех школ были вынуждены прервать свое образование потому, что помещения школ были заняты для постоя воинскими частями, комплектовавшимися для отправки фронт. В трех однокласных школах выпуск составил 23 юноши и 21 девушка. Решение Временного правительства о передаче церковно-приходских школ в ведение Министерства народного просвещения нарушило сложившуюся с таким трудом систему образования. А грянувшая вслед за февральской октябрьская революция и вовсе ликвидировала ее. И, если земские и министерские школы, сумевшие сохранить преподавательский состав, были реорганизованы, то церковно-приходские школы и школы грамоты были просто закрыты.