Перьевая ручка советского школьника: от клякс до каллиграфии
Первые стальные перья советских «чернильных» ручек повторяли структуру природного пера: металлическая трубочка со срезанными, как у очиненного пера краями, образовывала щель. Трубочка подобно полой внутренности пера выполняла функцию емкости для чернил, продольные прорези обеспечивали равномерное стекание капель. Корпус перьевой ручки изготавливался из тяжелого эбонита. После них выпускались ручки из целлулоида, затем стал использоваться менее горючий и экологически безвредный акрилатный материал.
Самая простая конструкция и самый минимальный дизайн был у советской школьной перьевой ручки: круглая деревянная палочка с металлической трубкой на нижнем конце, в зазор между палочкой и металлической пластиной устанавливалось сменное перо. Выпускались деревянные ручки в небогатой цветовой палитре, обычно использовали красный цвет. Штампованное перо скрипело под неумелой рукой первоклассника, от нажима кончик раздваивался, ломался. Умение обмакнуть перо и набрать нужное количество чернил приходило с годами. Мозоли на среднем пальце от усердного держания ручки, запачканные руки и одежда, кляксы в тетради, пролитые на парту чернила – это реальные издержки школьной жизни довоенных и первых послевоенных лет. Однако были и плюсы для находчивых школьников: двойку в дневнике можно было скрыть под жирной кляксой, а под предлогом «отмыть руки от чернил» – пол-урока провести вне класса.
Интересным изобретением были и советские чернильницы-«непроливайки». Удивительно то, что они не закрывались, но при этом чернила из них действительно не проливались, хотя школьники носили их с собой в своих портфелях. Нужно было как следует постараться, чтобы вылить из такой чернильницы хоть каплю. А секрет «непроливайки» заключался в особой конструкции.
Что написано пером, того не вырубишь топором
Стальные перья для ручки в советской школе до 70-х годов ХХ века обучение письму начиналось с правил правильного владения перьевой ручкой. Учили разводить чернила, правильно держать ручку и обмакивать перо. Каждая буква имела свое графическое изображение с конкретизацией тонких линий и элементов с нажимом. Так, внешняя сторона овала строчной буквы «а» писалась с нажимом, внутренняя сторона должна была наноситься тонкой линией. Вертикальная часть ножки буквы – с нажимом, а изгиб и элемент соединения с последующей буквой должен был в виде тонкой линии. И это только одна буква. Прописные буквы с завитками и округлыми формами – это настоящие «китайские иероглифы»!
Уроки чистописания входили в программу начальной школы. Нужно было написать небольшой по объему диктант, оценивались красивый почерк и аккуратность письма, отсутствие помарок, исправлений и чернильных пятен. Суть контрольного задания заключалась в том, нельзя было делать помарки и допускать ошибки. Существовали специальные правила исправления: аккуратной вертикальной черточкой с наклоном справа налево зачеркнуть ошибку и над ней написать правильную букву. Ученики младших классов страшно переживали за помарки и в тетрадке затирали ошибку до дыр. Написанное чернилами не поддавалось резинке для стирания. В каждом классе были свои мастера по незаметному исправлению, к ним обращались с просьбой, и они виртуозно справлялись с любой задачей. У них был обширный набор чернил, перьев, иголок и лезвий; они обладали внимательностью и были знатоками каллиграфии.
Поршневая перьевая ручка. Позднее появились автоматические ручки с открытыми и закрытыми перьями. Там чернила заливались в специальный резервуар с помощью помпового или поршневого механизма. Пользоваться авторучками детям было гораздо удобнее: перья в этих ручках были более совершенными, да и клякс они практически не ставили. К тому же, с появлением перьевых авторучек исчезла необходимость носить с собой в школу чернильницу – ручки, полностью заправленной чернилами, хватало школьнику на 2-3 дня.
Перьевые ручки в советских школах просуществовали до конца 70-х годов. С начала 70-х они сначала частично (в старших классах), а затем и полностью были вытеснены шариковыми ручками, которыми школьники учатся писать и по сей день.