Школьный музей 
МАОУ «СОШ № 30» г. Перми


 

 +7 (342) 206-08-20

MuseumSchool30@yandex.ru

   

 

614056, Россия, Пермский край,
г. Пермь, ул. Ивана Франко, 49,
     корпус 2

 

История школьных вещей: портфель, ранец, рюкзак

На самом деле портфель - достаточно "юный" предмет. Слово "портфель" пришло к нам из французского языка, и расшифровывается оно достаточно просто! "Porte" - по-французски означает "носить", "feuille" – "лист". Это слово означало четырехугольную сумку с застежкой, обычно кожаную, для ношения деловых бумаг. И так, собственно и было - еще недавно портфель был основным атрибутом инженеров, министров и прочих деловых людей, Отсюда, кстати, в наш обиход вошла фраза "министерский портфель" - означающая собственно министерскую должность. А остальные? А остальные бумаг не носили! До недавней поры бумага была довольно дорогим материалом и использовалась только для написания документов. Так портфель стал чисто деловым аксессуаром, и у взрослых, и у детей. Правда школьные портфели были по-проще, шились не из кожи а из дешевого коленкора, и служили не только для переноски учебников и тетрадей, а и как ледянка, сидушка и а то и орудие в мальчишеских драках. А вот брат-близнец портфеля – школьный ранец – имеет куда более древнюю истории. Он пришел в Россию вместе с наемными немецкими солдатами, служившими у московских царей еще в XVII веке. С ним же пришло и название - ранец, по-немецки Ranzen. Его предком можно по праву считать простой заплечный мешок. Устроен он был очень практично - обычный мешок завязывали у горлышка веревкой, потом свободные концы веревки привязывали к углам того же мешка - получалась сумка для переноски на спине. Такие были у всех народов, так ка отличались простотой и практичностью. Но вот солдатам в продолжительных походах требовались более удобные и практичные сумки. Уже в XVII-XIX в Европе были широко распространены ранцы из кожи, брезента или сукна с двумя прямыми лямками.Такие ранцы использовались крупными армиями – английской, французской и российской. Как и большинство обмундирования, ранцы стали частью формы гимназистов и студентов. До революции гимназические ранцы в России делались из черной кожи с крышкой, обшитой тюленьим мехом. Набитый тетрадками и книжками, такой рюкзак становился почти неподъемным. Естественно, вместе с другой гимназической формой в 1917 году были отменены и ранцы. Видимо немецкое происхождение привело к тому, что после войны на смену ранцам пришли портфели. Хотя в те годы никаких особых требований к атрибутике школьника не было - носить книжки и тетрадки можно было в чем угодно. Годились и вещмешки, полевые и противогазные сумки, и обычные холщовые торбы. Ранцы вновь вернулись в школу в конце 1950-х, но только как сумка для книг для младших школьников. Считалось, что в этом юном возрасте непременно надо беречь спину, а ранцы этому здорово помогают. Но школьники старше просто стеснялись ходить с ранцами - они мечтали иметь настоящий кожаный портфель, как папа. Потом объектом вожделения стали жесткие "дипломаты". Зато сейчас заплечные сумки снова популярны у школьников. Их прообразом стали туристические рюкзаки, получившие невероятный взлет в 1980-е годы, после изобретения новых удобных прочных и легких тканей для сумок. Вместе с ними прижилось и название. Сегодня школы пестрят рюкзаками всевозможных расцветок и форм: светоотражающие и ортопедические, с кучей кармашков и потайных отделений, с мультяшными героями и неоновыми вставками. Многие мама и бабушки с удовольствием шьют и вяжут для своих школьников удобные рюкзаки. А многие носят такие сами. Ведь заплечные сумки - удобные и практичные, что доказала сама история человечества.
Наверх